За время эксплуатации многие автомобили успевают побывать в больших и малых ДТП, в результате чего получают «травмы» различной степени тяжести: вмятины на кузове и глубокие царапины на лакокрасочном покрытии. Незаменимым лекарством для лечения авто в таких случаях являются шпаклевки.

Спомощью автомобильных шпаклевок, которые представляют собой вязкую смесь, можно устранить неровности на различных поверхностях, в том числе и на кузове автомобиля.

Ко всем видам шпаклевок предъявляются три основных требования:
1. они должны иметь хорошие сцепные свойства с подготовленной поверхностью
2. ровно по ней распределяться
3. давать минимальную усадку после отвердения.
Немаловажны и такие характеристики, как обрабатываемость застывшей шпаклевки и ее совместимость с лакокрасочными материалами. Кроме того, в застывшем виде шпаклевка не должна быть хрупкой.

Составы и компоненты

Современные шпаклевки делают на основе акриловой или полиэфирной смолы либо нитроцеллюлозной смеси. В эту базу добавляют пигмент-краситель и наполнитель (фибра, стеклянные шарики, металлические частицы) – для придания объема и облегчения шлифовки. Как и краски, шпаклевки бывают одно- и двухкомпонентными.

Менее популярные сегодня однокомпонентные шпаклевки высыхают без помощи дополнительных составляющих. Они относятся к классу тонких, так называемых финишных материалов. Однокомпонентные материалы на нитроцеллюлозной основе дольше сохнут и дают большую усадку, чем составы на основе акриловых смол. Последние к тому же совместимы с современными автоэмалями. Это позволяет пропустить одну операцию в техпроцессе – нанесение под краску подложки, которую специалисты называют изолирующим заполнителем. Основное назначение этих шпаклевок – устранение микродефектов, например, ликвидация следов крупнозернистой шлифовальной шкурки.

Большее распространение получили двухкомпонентные шпаклевки на основе полиэфирной или эпоксидной смолы. За 5 – 7 минут до нанесения ее нужно смешать с отвердителем, доля которого составляет 1 – 4%. Без отвердителя состав не полимеризуется. Полиэфирные шпаклевки, в отличие от эпоксидных, дают меньшую усадку в процессе высыхания.

Кроме того, эпоксидные шпаклевки еще и плохо обрабатываются из-за повышенной твердости; медленнее высыхают, причем за счет повышения температуры ускорить полимеризацию нельзя. А преимущество эпоксидных материалов в том, что краску на них можно наносить без предварительного покрытия изолирующим слоем. Несмотря на высокую цену, эпоксидные шпаклевки достаточно широко используются при ремонте деталей, изготовленных из твердого пластика.

Классификация

В зависимости от назначения шпаклевки делятся на три основные группы – грубые, тонкие и универсальные. Грубые шпаклевки (крупнозернистые) применяются для маскировки крупных неровностей кузова или вмятин, пробоин, заплат. Их еще называют наполняющими – такие шпаклевки содержат большое количество наполнителя (например, стальную стружку), который повышает прочность материала, уложенного толстым слоем. Эти шпаклевки также могут использоваться для восстановления механически ненагруженных фрагментов кузова. Шпаклевки с алюминиевым и цинковым наполнителем предназначены для отделки поверхностей, подверженных нагреву и вибрациям. За счет расширения при повышении температуры они не растрескиваются.

В высокопрочных шпаклевках наполнителем является синтетическое или стекловолокно, превращающее нанесенный слой в прочный, но поддающийся обработке стеклопластик. Таким материалом можно «латать» даже сквозные дыры в очагах коррозии.

Тонкие шпаклевки (или мелкозернистые или финишные) применяются для устранения мелких дефектов поверхности, например, царапин, легкой волнистости, «шагрени». Именно с помощью этих материалов формируется окончательный вид кузова перед покраской.

Поскольку финишные отделочные шпаклевки предназначены для любых ремонтных работ, они обычно пригодны для нанесения и на чистый металл, и на старое заводское лакокрасочное покрытие, и на обработанные шпаклевки-наполнители.

Универсальными шпаклевками можно заменить как грубые, так и тонкие аналоги. Обладая высокой прочностью, они способны служить в качестве наполнителя, а благодаря однородной структуре образуют гладкую поверхность после застывания и обработки. Поэтому мастера, готовящие кузов к покраске, часто отдают предпочтение именно этому виду отделочных материалов. Стоит отметить, что некоторые универсальные шпаклевки можно укладывать только на голый металл, другие же используются и на подложке – старом покрытии кузова. Некоторые шпаклевки отличаются особой мягкостью или твердостью. Первые используют в тех случаях, когда нужно ускорить обработку, вторые применяют около крепежных отверстий и на кромках деталей.

Шпатель или пульверизатор?

Вязкость большинства шпаклевок подобрана таким образом, чтобы их было удобно наносить шпателем. Для труднодоступных мест созданы менее вязкие двухкомпонентные полиэфирные шпаклевки, которые можно наносить кистью. Существуют также жидкие шпаклевки – для распыления пульверизатором. Диаметр отверстия распылительной головки должен быть не менее 2,5 мм (для красок – 1,2-1,4 мм).

Разводить шпаклевку растворителем нельзя – ее свойства от этого существенно изменяются. Жидкие шпаклевки не считаются грунтовками (хотя иногда их название «грунт-шпаклевка» переводят именно так). По составу это обычно тот же полиэфирный материал, и перед окраской слой такой жидкой шпаклевки тоже следует покрывать изолирующим наполнителем.

Особенности применения

От того, насколько хорошо шпаклевка «прикрепилась» к кузову, будет зависеть долговечность лакокрасочного покрытия. Ведь отслоившаяся из-за нарушения технологии шпаклевка рано или поздно «подорвет» краску и лак. Плохая адгезия может быть как следствием несовместимости покрытий, так и нарушением температурного режима ее нанесения. Производители предписывают использовать данные материалы при температуре не ниже +5°С.

Адгезия, а проще говоря, сцепные свойства, шпаклевок с теми или иными типами поверхностей может существенно различаться. Все универсальные и грубые шпаклевки имеют хорошие сцепные свойства с металлическими поверхностями, но только в том случае, если на них нет гальванического покрытия. Возможность нанесения шпаклевки на оцинкованную, алюминизированную или иную металлическую поверхность оговаривается в инструкции по применению.

С особым вниманием следует подходить к подбору шпаклевок для нанесения на старую краску. Некоторые из таких покрытий, например, кислотоотверждаемые грунты и термопластичные акриловые лаки (такими красили американские автомобили) совместимы только с отдельными видами шпаклевок, о чем указано на их упаковке. Ошибка в подборе материала становится очевидной через несколько недель, когда на отремонтированной детали «проявится» контур зашпаклеванного пятна.

Обычные полиэфирные шпаклевки не соединяются с пластмассами. Для ремонта бамперов, пластмассовых деталей облицовки и оперения выпускают специальные полиэфирные материалы. А вот со стеклопластиком хорошо «уживаются» как полиэфирные, так и эпоксидные смолы.

Все известные производители материалов для кузовного ремонта включают в свои лакокрасочные системы «собственные» шпаклевки, совместимые с красками и лаками данного бренда. Это следует учитывать при выборе материалов для ремонта кузова.

Рекомендации по толщине наносимых слоев у тех или иных производителей шпаклевок могут существенно различаться. Так, одни рекомендуют наносить слои толщиной не более 1 мм (суммарный при повторном нанесении – не более 3 мм), другие – до 5 – 10 мм. Однако отечественные специалисты часто кладут шпаклевку более толстыми слоями, чем позволяет инструкция. Материал, конечно, высыхает, но гарантировать долговечность такого ремонта нельзя. Жидкие шпаклевки при распылении ложатся на поверхность слоем в 100 – 500 микрон (1 микрон – 0,001 мм).

Высушить и отшлифовать

Высыхать современные шпаклевки могут как естественным путем, так и ускоренным – под «лучами» инфракрасных ламп. Максимальная температура сушки ограничивается, как правило, 60 – 80°С, хотя некоторые производители допускают нагрев и до 100°С. Важно также помнить о необходимости сушки обработанной поверхности (после «мокрой» шлифовки).

«Головная боль» производителей шпаклевок и тех, кто ими пользуется, – вредная для организма человека мелкодисперсная пыль, которая образуется при обработке застывшей шпаклевки шлифовальной шкуркой. Чтобы избежать ее появления, а также предупредить засорение шкурки, применяется «мокрая» обработка – с увлажнением поверхности водой. Но у такого способа есть один существенный недостаток: структура шпаклевки пронизана мельчайшими порами, которые, заполняясь водой, приводят к разбуханию материала. Некоторые шпаклевки вообще не рекомендуется смачивать, поскольку после высыхания они могут изменить первоначальный объем. Кроме того, если поверхность плохо высушена, оставшаяся влага через какое-то время может спровоцировать отслоение краски или коррозию восстановленной поверхности.

Поэтому перед нанесением шпаклевки нужно внимательно изучить инструкцию и узнать, какой способ обработки предусмотрен для данного материала – «сухой» или «мокрый».

Последнее слово химии

О принадлежности к классу ультралегких свидетельствует надпись Ultra Light. Совершенствуя материалы для ремонта кузовов, химики решают несколько задач. В первую очередь они стремятся сделать шпаклевки более пластичными. Дело в том, что в деталях «оперения» современных автомобилей применяется тонкий стальной лист. При перепадах температур он настолько изменяет свою форму, что отслаивается даже правильно уложенная шпаклевка – для этого иногда достаточно нагрева солнечными лучами на парковке в летнюю жару.

Второе направление деятельности специалистов – сокращение времени сушки ремонтных материалов. В развитых странах ручная работа мастеров, готовящих кузов к покраске, оценивается очень высоко. Поэтому даже 10 – 15 минут, необходимые для ускоренной полимеризации полиэфирной смолы под действием инфракрасного излучения, считаются немалым сроком. По этой причине химики стараются увеличить сферу применения материалов ультрафиолетового отвердения – подобных полимеризующимся пломбировочным материалам стоматологов. Они высыхают за 1 – 5 минут, однако в Украине пока не встречаются, поскольку чрезвычайно дороги и требуют применения недешевого оборудования.

Еще одно направление работы химиков в данной области – снижение веса шпаклевок. Ультралегкая шпаклевка при одинаковом объеме вдвое легче обычных и на треть – ранее созданных облегченных. Кроме того, она более эластична, а для ее полировки требуется только мелкозернистая наждачная бумага (одного-двух номеров). Наполнителем для таких материалов служат не асбест и не микроскопические стеклянные шарики, а микрофибра.

Более того, в лабораториях лидеров мировой химической промышленности сейчас ведутся разработки материалов, базирующиеся на применении нанотехнологий. Созданные в результате материалы будут содержать сверхмелкие частицы, благодаря которым должны улучшиться основные качества шпаклевок – вес, эластичность, способность к шлифованию, а главное – прочность.